Киевские наводнения ХХ века
После мартовского снегопада в Киеве городские власти моментально подсчитали, какое количество осадков выпало на город. И озвучили нам цифру — 40 млн. тонн. Учитывая мизерный парк спецтехники, вывозящей снег, и традиционно забитые ливнестоки, у горожан возник вопрос: куда же денется вся эта масса, после того как в соответствии с законами природы при плюсовой температуре снег превратится в воду.
В прошлом и позапрошлом веках наводнения в нашем городе не были редкостью. Давайте посмотрим, как выглядели низинные районы города в моменты таких катаклизмов.
Историей киевских стихийных бедствий много лет занимался киевовед А. М. Березин, к сожалению рано умерший и теперь незаслуженно забытый. В предлагаемом материале использованы некоторые данные из его исследований.
Использованы фотографии и открытки из фондов ЦГА КФФД Украины им. Г. Пшеничного, РГАКФД, Музея истории г. Киева, Национальной исторической библиотеки Украины, Государственной научной архитектурно-строительной библиотеки им. В. Заболотного, из коллекций М. Кальницкого, Д. Малакова и коллекции издательства "ВАРТО".
1890-е годы
Примерно раз в 3–4 года в весеннее время Киев страдал от сильного разлива Днепра. Наиболее значительные подтопления в городе на протяжении ХІХ века были зафиксированы в 1805, 1808, 1845 и 1877 годах. Но и меньшие паводки были серьезной проблемой. На фото – залитые водой улицы Предмостной слободки (теперь Гидропарк) в один из паводков 1890-х годов.
1900-е годы
Киевские паводки нашли свое отражение и в знаменитых альбомах киевских видов Кульженко. Например, разрушенная хибара, застрявшая на середине Днепра после наводнения, на фоне высокого правого берега и колокольни Киево-Печерской лавры.
1900-е годы
Первое сильное наводнение ХХ века в Киеве было в 1905 году. Подпись под этим фото: "Николаевский цепной мост и Днепровская дамба по разливу р. Днепра, во время половодья". Хорошо видно, что вода добралась почти до полотна моста. Сориентироваться не сложно – напомним, что примерно на месте Цепного сейчас находится Мост метро. Так что, остров, почти покрытый водой, – это современный Гидропарк, а тогда жилой поселок – Предмостная слободка.
1900-е годы
На фото — залитые водой улицы Предмостной слободки. В седьмом томе "Киевских миниатюр" киевовед В. Ковалинский пишет: "Жилье на Трухановом острове и прибрежных слободках строили в основном на сваях. Это для того, чтобы домам было легче, без особых повреждений переносить ежегодные наводнения. При этом внешне сваи не были видны, потому что хозяева устраивали под домами кладовки и только но время большой воды разбирали их".
1900-е годы
В 1907 году наводнение 1905-го повторилось в гораздо больших масштабах. Подол сильно подтопило. В такие периоды на повозках с "лошадиной тягой" по Подолу передвигаться было затруднительно.
1907 год
В 1907 году на Подоле и в Плоской части в воде оказалось большое количество домов и церквей, жители же прибрежных слободок и вовсе вынуждены были покинуть свои жилища и перебраться в город. Перестал ходить трамвай, а подходящим видом транспорта на время высокой воды для жителей Подола стали лодки.
1907 год
На фото — Подол, улица Почайнинская. Такая же картина наблюдалась на залитых водой улицах Оболонской, Юрковской, Еленовской, Туровской, Волошской и части Константиновской.
1907 год
В воде здание бывшего ректификационного склада на углу улиц Ярославской и Набережно-Крещатицкой. Вода продолжала прибывать еще два дня — до 16 апреля (по старому стилю) и в итоге добралась до Ярославского переулка и улицы Кирилловской (сейчас ул. Фрунзе).
1900-е годы
Здание Киевского общества водоснабжения по окна залито водой, которая продолжает прибывать. Еще раз процитируем В. Ковалинского: "По всем затопленным улицам снуют взад и вперед лодки с красными флажками на корме, а также множество частных лодок, занятых перевозкой жителей и спасением имущества из затапливаемых помещений. К счастью, почти все жители подвалов своевременно перекочевали на верхние этажи домов, перебрались в другую часть Подола, а некоторые, более 70 семейств <…> нашли прибежище в Контрактовом доме".
1900-е годы
Изображения киевских наводнений в 1900-е появились на киевских открытках.
На этой — подтопленные дома на Трухановом острове.
1900-е годы
Высокая вода на Подоле.
1900-е годы
Здесь и подпись соответствующая: "Наводнение на Слободке", по-видимому, это Предмостная слободка.
1900-е годы
Еще одно фото затопленной слободки. К сожалению, определить, какая именно из слободок запечатлена на открытке вряд ли возможно. Предположительно, Никольская слободка.
1900-е годы
Разлив Днепра в районе современных Осокорков.
1900-е годы
Здесь тоже к месту привязаться практически невозможно. О том, что это возле Киева, свидетельствует только надпись.
1900-е годы
Честно говоря, получение от родственников или знакомых, живущих на слободке, такого "Привета", могло и напугать адресата.
1900-е годы
Эта открытка вообще выглядит анекдотично. По-видимому, издательство перестаралось с выпуском продукции, посвященной наводнению. И чтобы наверстать упущенную выгоду, не придумало ничего лучшего, как к следующему Рождеству, когда открыток не хватало, сделать на залежавшемся тираже соответствующую надпечать.
1917 год
В 1917 году опять весеннее бедствие. Это наводнение было очень сильным. В апреле к снеготаянию в районе Киева добавился непрерывный 5-дневный дождь. Кроме слободок, вновь залило Подол и территорию единственной в городе электростанции на улице Андреевской. Подача электроэнергии была прекращена, выключено освещение улиц, частично остановилось трамвайное движение, ухудшилось водоснабжение, с перебоями выпекался хлеб. Была размыта недавно сооруженная насыпь к новому железнодорожному мосту (Петровскому). Остатки насыпи были снесены в гавань, что привело к ее значительному обмелению.
1929 год
Залитый водой Труханов остров во время весеннего паводка 1929 года.
1930 год
Наводнение 1930 года. Обычная для прибрежных слободок картина — первые этажи домов залиты водой, жители передвигаются на лодках.
1930 год
Открытка с изображением домов на Трухановом острове весной 1930 года. Люди спасают свой скарб и домашних животных.
1930-е годы
Некоторые остались в своих домах и оказались заложниками стихии.
1930-е годы
Единственный способ передвижения по улицам — лодки.
1930-е годы
Вид на залитый водой Труханов остров с левого берега.
1931 год
Угол улиц Щекавицкой и Межигорской.
Высокая вода 1931 года стала настоящей катастрофой, половодье было самым большим за 339 лет. Интересно, что за несколько дней до половодья метеорологи утверждали, что разлив воды будет сравнительно небольшой, хотя осенью 1930-го прошли дожди, превысившие среднюю норму осадков на 40–60% и до предела насытившие почву, потом грянули морозы до -25 С, которые привели к глубокому промерзанию земли, затем выпал обильный снег (в полтора-два раза больше нормы). Правда, оттепели были постепенными, и поначалу вода успевала стекать.
1931 год
19–21 апреля ситуация внезапно изменилась. С юга пришел теплый фронт, и температура воздуха резко повысилась до +14 С. К 25 апреля стало ясно, что наводнение будет гораздо большим, чем в 1917-м. За многолетнюю историю метеорологической службы впервые была допущена такая значительная ошибка в прогнозе уровня воды: почти два метра. 26 апреля была создана Чрезвычайная комиссия, получившая "диктаторские" полномочия.
1931 год
Все силы бросили на поддержание работы двух Киевских электростанций (ЦЭС на ул. Андреевской и КРЭС на Рыбальском полуострове), от которых зависело не только электро-, но и водоснабжение, работа канализации, пожарных служб. Возникла опасность затопления нижних этажей помещений электростанций, где располагались насосы и электродвигатели. Окна в зданиях срочно бетонировали с лодок, которые сносило сильным течением. Это помогло только частично, поскольку вода начала просачиваться из-под фундаментов. Поэтому пришлось использовать насосы для беспрерывной откачки прибывающей воды. 28 апреля прорвало железнодорожную насыпь и Рыбальский полуостров превратился в остров, который к тому же лишился телефонной связи из-за порыва кабеля.
1931 год
Понтоны спасательной команды.
Тем временем вода, полностью затопив дома на Трухановом острове и слободках, ворвалась на улицы Подола. Лавина, шириной почти 15 метров, сносила все на своем пути. Людей приходилось снимать с крыш.
1931 год
Если по улицам можно было передвигаться на лодках, то с Днепровским течением плохо справлялись даже моторные лодки и катера. По руслу реки со скоростью до 25 км/час плыли оторванные от причалов баржи и дебаркадеры, течением несло деревья, плоты и даже целые дома. Все это грозило разрушением мостов, дамб и плотин. Хотя на мостах установили прожекторы и на помощь пришли несколько мощных пароходов, Русановский и Наводницкий мосты все же получили повреждения, а у Петровского моста размыло насыпь железной дороги. Наводнение 1931 года было рекордным по высоте уровня воды у Киева — 853 см, убытки от него были колоссальными и составили около 8 миллионов рублей.
1932 04 25
Паводок 1932 года по сравнению с предыдущим был просто детской игрой. Тем не менее, Предмостную слободку, как всегда, подтопило. На фото — базарная площадь слободки весной 1932 года.
1932 год
Вид на мост им. Евгении Бош (перестроенный Цепной) и залитую водой Предмостную слободку.
1953 04
В 1950-е годы наводнения продолжаются с завидной регулярностью. Обычная весенняя картина на Никольской слободке — затопленные первые этажи домов, люди передвигаются на лодках.
1950-е годы
Фото Г. Малакова
Киевляне приходят на набережную, посмотреть на высокую воду.
1950-е годы
Фото Г. Малакова
Вид из недавно благоустроенного парка им. Е. Примакова на мост им. Е. Патона во время весеннего разлива в конце 1950-х.
1950-е годы
Фото Г. Малакова
Водоворот вокруг опоры Пешеходного моста во время паводка во второй половине 1950-х годов.
1950-е годы
Фото Г. Малакова
Подтопленный причал на Никольской слободке.
1950-е годы
Фото Г. Малакова
Пешеходный мост и залитые водой пляжи Труханова острова.
1968 год
Фото Л. Лукьяновой-Падун
Новый жилой массив Киева — Русановка. Опоры пешеходного моста через канал залиты водой во время паводка 1968 года.
1970 04 22
Вид на Днепр в районе моста им. Е. Патона.
Если бы не было Киевского водохранилища, наводнение 1970 года могло бы стать повторением катастрофы 1931 года.
1970 04 22
Платформу станции "Гидропарк" во время паводка 1970-го поезда метро проходили без остановки.
1970 04 22
Залитый водой северный вход на станцию "Гидропарк".
1970 04 22
Дома на улице Раисы Окипной. В 1970-м всю нечетную сторону улицы еще занимал частный сектор. Самым высоким зданием здесь была школа № 128 (Раисы Окипной, 6). Вода дошла практически до школы, некоторые одноэтажные дома были залиты по самую крышу, а на участке, где сейчас многоэтажные дома №8–16, по слободским улицам плавали на лодках. Такая же картина была на Никольской слободке и по другую сторону линии метрополитена.
1970 год
Фото Л. Лукьяновой-Падун
В заключение посмотрите, как в половодье 1970 года выглядели мосты на Русановке.
Автомобильный мост, ведущий на Русановскую набережную.
1970 год
Фото Л. Лукьяновой-Падун
Пешеходный мостик на Бульваре Давыдова.
1970 год
Фото Л. Лукьяновой-Падун
Русановская набережная, автомобильный мост.
2012 год
Фото М. Кальницкого
Опора Петровского железнодорожного моста, отметка максимума уровня воды 1970 года.
При использовании материалов статьи прямая ссылка на сайт http://photohistory.kiev.ua обязательна